Несколько дней назад Рималдас вернулся с фотофестиваля в Пекине. Поэтому встреча началась с того, что он показал видеоролики из путешествия и поделился своими впечатлениями: «Я бы смог там жить, китайцы очень дружелюбные, вот только чай подают всегда без сахара».
В этот раз встреча строилась по несколько иной схеме: вместо монолога сразу начался диалог – по словам Рималдаса, он не любит говорить о себе, зато с удовольствием отвечает на вопросы. Их к фотографу набралось предостаточно, и даже через полтора часа Рималдас подбадрива: «Давайте, не стесняйтесь! Неужели вы устали? Я – нет!»
Рималдас стал фотографировать в 17 лет по очень простой причине – были нужны деньги. Учился снимать, прогуливая лекции по фотографии в техникуме и смотря в журнале «Советское фото», как снимать не надо. Начинал он со свадеб - правда, теперь его редко туда приглашают. Но уже на протяжении 40 лет Римадлас фотографирует жизнь литовской деревни, многие люди на фотографиях – его друзья. Правда, в основном бывшие, уточняет Рималдас. Зная этих людей с детства, он запечатлевает их деградацию под воздействием водки и телевизора – двух главных для литовской деревни, с точки зрения фотографа, зол.
Пожалуй, главным вопросом слушателей было то, знают ли люди, изображенные на фотографиях о том, что их увидели по всему миру? «Теперь да, - мрачнеет Рималдас. - Это все телевидение им рассказало». По словам Рималдаса, теперь люди стали более агрессивны, иногда его даже выгоняют, но он все равно потом возвращается. Бывали и угрозы. «Посадят в тюрьму – буду фотографировать там», – спокойно отвечает Рималдас.
На многих фотографиях модели обнажены, является ли это для них повседневной практикой? Как говорит Рималдас, «бывало всякое». Особенно после водки. Зачастую модели сами раздевались для фотографии.
Каждые пять лет Рималдас переселяется из одной деревни в другую – чтобы не засиживаться на одном месте и освежать взгляд. Между объектами съемки он передвигается на велосипеде, выращивает картошку и в настоящий момент присматривает за могилами на кладбище, что находится в 50 м от его дома. Жене и детям его творчество не нравится, но для Рималдаса главное, чтобы ему самому работать было интересно. Так, например, его последняя серия про деревню посвящена непьющим людям. Кадры эти выглядят не так экзотично, как предыдущие, и один из критиков уже сказал, что они скучные. Для Рималдаса же все равно важно закончить эту серию. Но если она последняя, то что же будет (он снимать) дальше?
«Когда я состарюсь, – говорит 56-летний Рималдас, – я переселюсь в город. И буду делать, что захочу, семья мне не будет мешать».
Текст и фотографии: Александра Боровикова
No comments:
Post a Comment