April 7, 2010

Как правильно позиционироваться на фотографическом рынке: секреты Юрги Андрюкевичюте

3 апреля в офисе «Невиданной Литвы» прошла третья встреча в рамках проекта FotoLab,  реализуемого этой весной Центром LitPro.

В этот раз участники встретились в Юргой Андрюкевичуте, руководителем проектов фотографа Марюса Йовайша. Его альбом Невиданная Литва (Neregėta Lietuva) – одна из самых нашумевших за последнее время книг, изданных в стране. В этом большая заслуга Марюса как фотографа, но также и целой команды людей, работающих над проектом.

Юрга рассказала о всех этапах проведении рекламной кампании проекта Невиданная Литва, поделилась и удачными находками, и опытом ошибок.

Так, она рассказала, что первый этап кампании - это интрига, которая разворачивалась как на автобусных остановках и рекламных щитах, так и в виртуальном пространстве – каждый мог скачать себе бесплатно заставку на рабочий стол в виде одной из 60 выставленных на сайте фотографий. И даже тот факт, что отсканированные изображения из книги были выложены кем-то в интернете еще до официального ее выхода, на количество продаж никак не повлияло:  только по предварительному заказу было продано 300 экземпляров, а после 10 дней продажа книг была прекращена: они все были раскуплены! Пришлось ждать два месяца, пока напечатается новый тираж, но и это стало хорошей рекламой, считает Юрга. Всего на сегодняшний день продано 15 000 экзепляров.

Подобные книги в основном интересны в своей стране. Книгу везут сами литовцы в качестве подарка (и поэтому была выпущена специальная DVD-версия книги, которую, кстати, получили в подарок участники встречи). Интересное мнение было высказано одной из слушательниц:  «Я считаю, что такие книги должны покупаться не только кому-то в подарок, но прежде всего для своей домашней библиотеки, для потомков – была же раньше традиция собирания альбомов».

В прошлом году в честь 1000-летия Литвы было выпущено переиздание книги Neregėta Lietuva 2009. Для съемки обложки был даже заказан фейерверк, что, как отметила Юрга, также стало информационным поводом. Тираж книги внушительный – 50 000, но его продажа и рассчитана на 5 лет. За каждую проданную книгу Neregėta Lietuva 2009 было решено садить дуб в парке тысячелетия Литвы возле городка Кедайне. Уже посажено 1000 деревьев, на очереди в мае – следующие 5000.

Следует отметить, что альбом подвергся критике, в том числе со стороны некоторых известных литовских фотографов. Главная причина - чрезмерное употребление Photoshop.  «Компьютерная обработка – обязательный этап для подготовки книги к печати, без нее не куда», - считает Юрга.

В подобных проектах кроме художественной составляющей очень важными является процесс поиска спонсоров и завязывания контактов. «Съемка в воздухе может быть не такой уж дорогостоящей, если летать не на вертолетах, а на самодельных самолетах», - говорит Юрга. А если вы познакомитесь с пилотом такого аппарата, то он может покатать вас бесплатно – что и случилось с Марюсом во время реализации его последнего проекта Heavenly Belize (2009). Это был первый иностранный проект Марюса, сделанный по собственной инициативе. Но после него фотографа стали приглашать и другие страны – например, Италия и Куба.

Встреча с Юргой была особенно интересной и полезной для понимания того, каким образом не только реализовать художественный проект, но и сделать его заметным и продаваемым.


Текст: Александра Боровикова

No comments:

Post a Comment