May 4, 2010

Альгимантас Александравичус как «граф изображения»

Альгимантас Александравичус стал очередным гостем субботней фотовстречи, организованной LitPro.


Этот фотограф много где побывал, в том числе и в странах бывшего Советского Союза. Среди отснятых им циклов – Русское созвездие (2002-2003; среди моделей, например, Белла Ахмадулина, туда же попали ненароком Пугачева и Галкин). Украина сквозь дым (2006-2007) – еще одна серия о деятелях искусства. Уже два года фотограф работает над серией Ziemaičai. Она – о жителях Жемайтии, одной из историко-культурных областей Литвы.

Вообще среди его моделей много известных людей: деятели культуры (литераторы, музыканты, скульпторы, журналисты), спортсмены, космонавты, даже «зеки»-авторитеты. В 2002 он снял серию в тюрьме, которая потрясает своей откровенностью.

Как будто своей рукой раскрывающий все карты, Альгимантас Александравичус рассказывает нам о том, как хорошо иметь большое количество знакомых, друзей, которые могут помочь в сложной ситуации: когда необходимо, например, срочно отснять какое-нибудь происшествие или организовать встречу. Его творчество как бы показывает нам, что многому можно научиться, общаясь с разными людьми.

Александравичус – мастер съемки в помещениях. Самое главное в его «арсенале» – портреты. Их он начал снимать в Ниде в 1997 году (до этого он больше занимался  репортажным фото). Куршская коса – знаковое место для многих литовских фотографов, многие из них нашли там «себя», отыскали свое - «дюновое» - вдохновение.

Альгимантас не чурается и съемки для глянцевых журналов. Раньше он много «хитрил» со светом. Однако, по его мнению, самая главная физика, «метафизика» снимка – это то, как нужно общаться с людьми. «Если так случилось, что вам надо снять – у вас не должно быть предубеждений» – говорит он. – «Они мешают вам сделать хорошую фотографию».

Александравичус – безусловно, философ: себя он понимает как отражение других, а других – как отражение себя. «Картинка всегда подгоняется под себя. Подсознательно»,– говорит он.
Альгимантас не придерживается какого-то определенного стиля в фотографии: по его мнению, цвет, концепция и планы должны быть разными – тогда в снимках нет монотонности. В последнее время он снимает только на цифру, а современный компьютер сравнивает с фотоувеличителем, позволяющим работать со снимками быстрее и без лишних затрат сил.

Показал он и свои работы в жанре ню, или (как их еще называют в Литве) «акты» (aktai). Фотограф признается, что мало снимает представительниц слабого пола, ведь «им невозможно влезть в душу». В таком случае «себе изменяешь» – говорит он, - «так как хочешь угодить женщине», но: «женщина есть женщина».

А в Беларуси Альгимантас Александравичус совсем недавно снимал часть серии о Великом Княжестве Литовском. В его работах видим одинокие здания, руины, церкви.  В пути он вообще много фотографировал, в результате чего появился также проект По дорогам А. Мицкевича. Тенденция такова: в последнее время фотограф все чаще фотографирует места, где нет людей. Специально для тех, кто присутствовал на встрече, он показал свою новую работу. 34 православные церкви, уже отснятые им, прекрасны. Эти снимки поражают своей простотой, а что еще нужно для хорошей фотографии?



Текст и фото: Катерина Шатаво

No comments:

Post a Comment